3-го Октября 2016 года Амазон изменил правила по сбору отзывов, запретив отдавать продут или предлагать скидку в обмен на отзыв. Это глобальное изменение убрало такое понятие как «стимулированные отзывы» и вызвало вполне предсказуемый вопрос: как же теперь собирать первые отзывы новым продавцам?

Разобравшись с этим вопросом в предыдущей нашей публикации, мы определили дальнейшие стратегии продвижения новых товаров на Амазоне. Однако, как мы и ожидали, Амазон на этом не остановился, и принялся за глобальную чистку уже существующих отзывов. По различным источникам, Амазон удалил порядка 500 000 отзывов. Удалялись в основном уже запрещенные «стимулированные отзывы», то есть те, которые написали рецензенты в обмен на большую скидку на продукт.

С момента введения изменений прошло уже более 3 месяцев, и мы подготовили для вас подробный анализ большого количества данных о результатах этого нововведения. Данные взяты только из товаров, которые получали отзывы через ресурс Review Kick, однако общее количество товаров подверженных анализу (почти 6000) дает основание им доверять.

Первое, что было обнаружено, что примерно 25% всех продуктов после введения данных изменений потеряли часть отзывов. То есть, данное изменение затронуло примерно каждого четвертого продавца на Амазоне. Теперь рассмотрим статистику более подробно.

Наибольшее количество продуктов было представлено в категории Home & Kitchen. Ниже представлено количество исследуемых продуктов по категориям. Обращаем внимание, что шкала логарифмическая, то есть она, не точно отображает различие между категориями.

На графике ниже представлен ответ на вопрос, какие же категории больше всего подверглись влиянию данного изменения.

График показывает, что категории Kitchen & Dining and Electronics потеряли больше всех отзывов. Далее в исследовании уточнили, сколько именно отзывов потеряли продукты в данных категориях в процентах или в количестве. К примеру, даже если 65% всех продуктов в категории Kitchen & Dining потеряли отзывы, но это было бы не так плохо, если это 1-2 отзыва на каждом продукте.

График ниже, показывает, зависимость процента потерянных отзывов от количества потерянных отзывов. То есть, сколько процентов отзывов потерял продукт от общего количества при различном суммарном количестве потерянных отзывов.

Что бы было более понятно, что на этом графике изображено, обратите внимание на верхние 9 точек – это ситуация, когда продукт потерял 100% своих отзывов. А 5 крайних точек справа потеряли более 2000 отзывов, но это составило далеко не 100% от их общего количества.

Исходя из этих данных, тренд показывает, что чем больше у продукта было отзывов, тем их большее количество в процентах он потерял. На графике ниже приведен другой взгляд на этот же вопрос. Здесь авторы попытались показать, сколько же процентов отзывов продукты потеряли в среднем. К примеру, 210 продуктов потеряли максимум 10% своих отзывов, а 25 продуктов потеряли 95-100% отзывов. Что бы результаты были более представительные, было выведено не среднее значение, а медиана данной статистики. Она составила – 28 отзывов или 41% от общего количества.

Также в данном исследовании было выявлено, что Амазон не делал акцент ни на какой категории, и удалял отзывы вне зависимости от типа товара.

Следующий интересный факт – после удаления отзывов, средняя потеря в рейтинге (среднее количество звезд отзывов) всех исследуемых продуктов составила 0,13 или 3%.

Теперь, уйдя от статистики и скучных зависимостей, подведем итог, что же произошло на самом деле и как это отразилось на продавцах.

Первое и главное – большая часть продавцов не была затронута (всего 25% пострадало).

Также был выявлен тренд, что чем больше у продавца было отзывов, тем больше он их потерял, как в количестве, так и в относительном проценте. То есть, Амазон больше внимания уделял тем продавцам, кто массово собирал отзывы в обмен на скидку. В итоге, Амазон создал среду для продавцов, в которой значение клубов рецензентов свелось к минимуму.

Какие же преимущества данного изменения на Амазоне? На самом деле – это большой шаг для Амазона, и вот почему:

  • Стало понятно, что многие продавцы пытались обмануть систему, массово собирая отзывы. И те продукты, которые имели огромное количество отзывов – органически росли в поиске, сильно усложняя продвижение новых продавцов.
  • Амазон уже не работает по принципу: первый пришел – больше заработал. Бизнес на Амазоне теперь ориентирован в сторону длительной, стабильной и настойчивой работы продавцов. Это означает, что сейчас стало намного сложнее «запускать продукт», собирая массы отзывов и вырываясь в ТОП за короткое время.
  • Восстановлено доверие покупателей. Несмотря на то, что все «стимулированные отзывы» были честными, они были получены в обмен на продукт и снижение среднего рейтинга продуктов после удаления отзывов подтверждает факт, что такие отзывы были более лояльные к продукту.

 

Что же дальше? Ответ прост: работать. Амазон открыл широкие возможности для новых продавцов, тем, что ослабил старых раскрученных конкурентов.

Также еще более важным инструментом по сбору отзывов, теперь стал salesbacker или feedbackgenius. Использование данного сервиса теперь, по сути, единственный способ легально просить оставить отзыв после покупки.

Что касается клубов рецензентов – они по-прежнему работают, адаптировавшись к изменениям, однако здесь появились нюансы. Если публиковать предложения с большой скидкой – полученные отзывы Амазон может удалить. Если публиковать предложения с маленькой скидкой – будет очень мало желающих воспользоваться предложением. Какой размер скидки, больше которой Амазон удаляет отзывы – неизвестен. Поэтому мы рекомендуем варьировать размер скидки в клубах рецензентов от 50% до 75%.

Если у вас остались еще какие-либо вопросы – пишите в комментариях под статьей, я на них вам с удовольствием отвечу.

Искренне Ваш. Виктор Калиниченко.