В 2017 году основатель Амазон Джефф Безос стал самым богатым человеком в мире. История Амазона — это история успешного бизнеса, которая  похожа на истории других компаний. И в то же время Джефф Безос не раз делал неожиданные вещи, принимал нелогичные решения и сильно рисковал. Амазон начался в гараже, когда не было инвестиций и никто не думал, что интернет изменит мир. Всего за несколько лет магазин превратился в крупнейшую площадку онлайн-торговли, а появление всех конкурентов Безос использовал себе на пользу. Даже знаменитая Kindle, которая могла загубить книжный бизнес Безоса, была придумана им и вместо конца Амазона стала началом новой эры книжной торговли.

С чего начиналась история Амазона

История Амазона началась в 1994 году, когда Джефф Безос придумал создать онлайн-магазин, в котором бы продавалось все на свете. Тогда ему было всего 29 лет, а про интернет еще никто не думал, что он изменит мир.

Возможно, определенную роль сыграло то, что Безос был вице-президентом хеджевого фонда, который занимался развитием технологией и привлекал лучших специалистов для этого. Джефф Безос не хотел делиться идеей внутри компании, поэтому он покинул свой пост.

Несколько программистов помогали Безосу первое время. Они работали в гараже, а будущий Амазон назывался Cadabra. Жена Безоса была бухгалтером, тогда они вложили в проект 10 тысяч долларов. Потом проект Безоса поддержали родители, которые вложили в него 100 тысяч долларов. Тогда же появился знаменитый стол Безоса, который был сделан из дверного полотна.

| Читайте также: История Амазон: от создания к успеху и мировому господству

Книжный бизнес

книжный бизнес Амазон

Сначала Безос начал продавать книги. Их просто покупать в интернете, о каждой книге можно интересно рассказать потенциальному покупателю. У будущего гиганта интернет-торговли уже было несколько конкурентов — компаний, которые продавали книги в интернете.

В те времена заказ покупателю шел от двух недель до месяца, книги не всегда доставлялись в лучшем виде. Джефф Безос сделал преимуществом своего магазина быструю доставку и возможность оставить комментарий о товаре.

Сайт Амазона появился в 1995 году, он был некрасивым и неудобным. Все сотрудники сразу узнавали о новом заказе, так как на одном из компьютеров стояло оповещение об этом. Но совсем скоро эту функцию пришлось отключить, так как звонок звенел постоянно.

Тогда Амазон не имел собственного склада и пользовался услугами других компаний: магазин отправлял полученные заказы прямо со склада книжных дистрибьюторов.

Успех был очевиден уже через месяц. Тогда компания продавала книги по всей Америке и еще в 45 стран. В эти времена Джефф Безос сам упаковывал заказы и спал на работе.

Компания настолько быстро росла, что это превратилось в проблему, которую в Амазон решали следующие десять лет. И это тоже можно считать частью большой истории Амазон. Заказов было очень много, но чтобы выдержать такие объемы, Амазону нужны были деньги на развитие. Поэтому Джефф Безос привлек 60 инвесторов, которые вложили в проект по 50 тысяч долларов.

| Читайте также: Что такое книжный бизнес на Амазон

Система управления внутри Амазон

Бизнес-процессы на Амазон

В это же время выстраивалась система управления компанией. Безос был трудоголиком и работал по выходным не только в начале истории Амазона. Такой же отдачи делу он требовал от всех сотрудников и увольнял тех, кто относился к работе с меньшим энтузиазмом. Это выглядело так: сотрудники должны были работать больше 60 часов в неделю, без выходных и без бонусов. В офисе компании были не самые комфортные условия для работы, даже кофе стоил денег.

Тем не менее, в 1996 году в Амазоне работали 150 человек. Безос растил сеть клиентов, привлекая партнеров и крупные сайты, чтобы они перенаправляли клиентов на сайт Амазона. В 1997 году Амазон вышел на IPO. И тогда же у Амазона появился первый большой конкурент — компания Barnes&Noble. Но в интернет-торговле у Безоса уже не было равных. И онлайн-бизнес Barnes&Noble в итоге провалился. 

Новый ассортимент Амазона

история успеха Амазон

В 1998 году Безос расширил ассортимент. Сначала он добавил в магазин диски и видеокассеты, а после — игрушки и электронику. То есть товары, которые легко продавать в интернете. Но с этими товарами требовалась другая стратегия работы с поставщиками. Бизнес становился выгодным, только если поставщики давали хорошую скидку. Так как Безос хотел предлагать клиентам лучшие цены и лучший сервис. Скидки от поставщиков были не на все группы товаров, поэтому страдал ассортимент Амазона.

В эти же годы появился eBay, у которого совершенно другая концепция торговли. Тогда Безос придумал, как использовать идею конкурентов на Амазон. Он решил, что другие пользователи смогут продавать свои товары на Амазоне. Инвесторы были против такого хода бизнесмена, но желание угодить клиентам Безос ставил на первое место. Тогда же была разработана система заказа в один клик, появилась бесплатная доставка и другие бонусы для покупателей.

В начале 2000-х акции Амазона упали в цене, но Джефф Безос снова использовал этот кризис на пользу Амазону. Он в очередной раз оптимизировал многие процессы внутри компании. А также официально заявил, что на Амазон не действуют законы традиционной торговли.

В Амазон был отдел, который занимался инновациями и разработками. В 2004 году Безос поручил разработчикам придумать удобную электронную книгу. Это было нелогичным решением, которое могло закончиться для крупнейшего книжного интернет-магазина банкротством. Но Безос предвидел изменения в мире. Появление ридера Kindle окончательно изменило книжную индустрию.

| Читайте также: 15 невероятных фактов про Амазон

Изображения: Shutterstock, Pixabay