Добрый день, с вами Владимир Головачев, менеджер компании GetBizToUSA, фирмы, специализирующейся на регистрации и последующей профессиональной поддержке бизнесов в Америке. Одним из основных аспектов данного процесса – успешное разрешение юридических вопросов, которые могут возникнуть при регистрации бизнеса. Для более наглядной демонстрации того, на что следует обратить внимание успешным предпринимателям, я пригласил на интервью юриста HZ Law Group, одной из юридических фирм, обеспечивающих защиту интересов наших клиентов в Нью-Йорке.


Кирилл Никонов, юрист, окончивший юридический факультет как в Америке, так и в России. За его плечами опыт работы в международной юридической фирме, многочисленные проекты, связанные с интеллектуальной собственностью, корпоративным правом и недвижимым имуществом.

Владимир: Здравствуй, Кирилл. Я бы хотел начать разговор с общего вопроса — с какими вопросами обращаются стартапы или существующие неамериканские компании, желающие зарегистрировать бизнес в Америке?

Кирилл: Владимир, здравствуй. По статистике за последние 150 клиентов, в 89 % случаев, это три основные сферы: корпоративное право, договорное право и интеллектуальная собственность, не связанная с патентами. Параллельно с регистрацией компании, наши клиенты регистрируют авторские права, товарные знаки, вступают в договоры и т.п. Разумеется, некоторые клиенты также нуждаются в консультации по поводу недвижимого имущества для того, чтобы обеспечить физическое присутствие в Нью- Йорке.

В.: Кирилл, в принципе, ситуация понятна. Может быть, ты сможешь прокомментировать основные ошибки или проблемы, с которыми сталкиваются клиенты?

К.: Владимир, мы никогда не говорим, что клиенты ошибаются: философия нашей фирмы такова, что клиент всегда делает выбор. Разумеется, ряд решений видится более разумным, а ряд менее целесообразным.

В.: И что ты считаешь примером наиболее целесообразного решения?

К. [улыбается]: Нанять юриста.

В.: Кто-то этим пренебрегает?

К.: Повсеместно, особенно при наличии грамотного европейского или российского юриста. Даже выбор корпоративной формы часто обусловлен решением юридически осведомлённых владельцев бизнеса, когда их осведомлённость не связана с американским правом. Клиентам трудно представить, что корпоративное право, недвижимость и договорное право – это прерогатива штатов, поэтому общие знания об Америке, мягко говоря, недостаточны для принятия решения. Сотрудничество с грамотным юристом и финансистом – первый шаг, от которого зависит большая часть последующего развития проекта (при условии что услуги или товары конкурентоспособные и т.п.)

В.: Может быть, ты приведёшь конкретные примеры?

К.: Разумеется. Например, регистрация юридических лиц — в принципе, не самая сложная задача. Но при этом не стоит забывать о том, что если будущие совладельцы бизнеса решили не заключать соглашений по управлению компанией, их права и обязанности регулируются законодательством конкретного штата. Примерно в половине случаев при росте компании в команде возникают неизбежные конфликты, и нередко возникают ситуации, когда владелец 5% доли в LLC (аналог ООО — прим.) может заблокировать работоспособность компании. Судиться в Америке довольно затратно, поэтому более дешёвым бизнес-решением был бы заказ LLC Operating Agreement (Операционное соглашение) и его подписание на старте.

Другим примером может служить выбор LLC, а не Corporation на начальном этапе. Решение может быть притягательно дешёвым, но в будущем выясняется, что оно не подхолит для привлечения инвестиций.

Во многих случаях клиенты просят переделать то, что они сделали неправильно, полагаясь на готовые формы в Интернете. Мы не против, просто дешевле нанять юриста с самого начала.

В.: А есть что-то такое, что характеризуется как ошибка, а не как бизнес-решение?

К.: Наверное, да. Не называйте друг друга партнёрами, когда представляетесь иностранным контрагентам, даже если вы ведёте совместный бизнес. Partnership – самостоятельный вид юридического лица, и партнёры несут полную ответственность по обязательствам данного юридического лица. Также всегда проверяйте товарный знак в реестре USPTO перед тем, как начинать бизнес. Наконец, как бы странным это не звучало, срочный договор аренды предполагает, что даже в случаях, когда арендатор съезжает досрочно, обязательство об оплате не пропадает. Поэтому аренда на 10 лет – это не только гарантированный адрес и стабильность в течение данного периода времени.

В: Ты говоришь об общих корпоративных запросах. Что насчет Amazon.com? Есть ли какие-то определенные запросы от тех, кто решил использовать эту платформу для своего розничного бизнеса?

К: Есть несколько юридических моментов, с которыми нерезиденты сталкиваются, выбирая Amazon.com как площадку для торговли. Один из главных вопросов — нужно ли быть зарегистрированными в США или лучше найти местного дистрибьютора.

В: То есть иногда ты рекомендуешь не регистрироваться в Америке, а договориться с американским контрагентом?

К: Мы говорим о том, что этот вариант существует, и он должен быть выбран разумно в соответствие с объемом продаж, целями учредителей и множеством других факторов. Нюанс, о котором я говорю, состоит в том, что в некоторых случаях производитель-нерезидент, который продает товары в США через контрагента с намерением продажи по всем США (а не в конкретный штат), может избежать рассмотрения потребительского иска в американской юрисдикции. Таким образом, даже в случае суда, дело будет рассматриваться в стране клиента, а не в Америке, что обычно хорошо для ответчика. Так что, делая подобный выбор, всегда необходимо учитывать риски судебных разбирательств.

В: Какие другие проблемы могут возникать у продавцов?

К: Есть огромные риски, связанные с нарушением авторских прав и использования торговой марки, особенно в случаях, когда продавец не исследовал американский рынок на наличие бренда с таким же названием. Пожалуйста, учите: если ваша торговая марка зарегистрирована в вашей стране, и кто-то использует то же самое название только на территории США (даже без регистрации американской торговой марки!), то это может являться поводом для иска в вашу сторону. Это объясняется тем, что торговая марка в США — это право, основанное не на регистрации, а на использовании.

Также хочу подчеркнуть то, что существует огромное количество законов, регулирующих определенные товары и набор стандартов для них, таким образом, соответствие этим стандартам и соблюдение этих законов является критически важным для тех, кто хочет выйти на американский рынок.

В.: Хорошо, а можно поинтересоваться, правда ли, что регистрировать команию нужно в популярном “офшорном” Делавэре или Флориде?

К.: Не совсем. Каждый штат даёт определённые преимущества. Действительно, суды Делавэра, в хорошем смысле, уникальны в своём подходе к разрешению корпоративных споров. Штат может быть выбран по принципу наиболее выгодной системы налогообложения. С другой стороны, если большинство ваших клиентов находятся в Нью-Йорке, возможно, следует учитывать и этот фактор. Не говоря уже о том, что лучше создавать корпорацию там, где вы готовы судиться.

В.: Насколько важно налоговое планирование?

К.: Налоговое планирование на стартовом этапе – необходимый шаг.И начинать слудует не со штата, а с федерального налогового статуса юридического лица – что вы планируете US- или non-US-parented multinational corporation. От этого зависит доход на прибыль и базовый налоговый режим. Более того, не следует думать, что быть US- based лучше. Однако назад дороги не будет – стать не US-based после регистрации в качестве US-based крайне проблематично.

В.: А что по этому поводу говорит статистика твоей фирмы?

К.: Несмотря на притягательность режима, только несколько корпораций-клиентов зарегистрированы как non-us based MC. И 9 из 10 случаев – корпорация, зарегистрирована в Делавэре. Среди LLC популярны регистрации в Калифорнии. Те, кто имеет дело с рынком ценных бумаг, выбирает Нью-Йорк.

В.: Понятно. Последний вопрос на сегодня – довольно часто юридическое лицо взаимодействует с контрагентами со всего мира. Объективно, ты не можешь знать законодательство каждой из стран. Что происходит в этих случаях?

К.: Всё зависит от того, право какой из стран доминирует в договоре. Например, Terms and Conditions для веб-сайтов или коммерческие площадки выбирают страну- базу, и принуждают её использование, если кто-то хочет приобрести товары или услуги.

Сложнее, когда бизнес связан с концертами звёзд или чем-то подобным. Например, когда мы работали с концертом скандинавской рок-группы в России, агент придерживался американского права и был юридическим лицом из Бостона, сами музыканты были резидентами Финляндии, но при этом все действия происходили на территории РФ. Это была долгая и кропотливая работа по договорённостям о том, какое право действует в каких случаях. Похожая ситуация может возникнуть с арендой серверов, как это не парадоксально.

В.: Спасибо, Кирилл. Думаю, достаточно на сегодня.

К.: Спасибо за интервью, Владимир.